GPS-навигаторы
Озаботился выбором GPS-навигатора.
Может кто-то может что-то посоветовать касательно моделей и характеристик?
Может кто-то может что-то посоветовать касательно моделей и характеристик?
0: Splinter
А зачем он тебе?
А зачем он тебе?
-
Oigen McPine
- Поблагодарили: 1 раз
Garmin'ы хорошие. Следует обратить внимание на количесво спутников по которым вычилсяются координаты. По идее это 3-4. Не больше. Большее количество может внести достаточно ощутимую погрешность. Хотя для России это не должно быть очень ощутимым поскольку у всех GPS-приемников должна быть хорошо заргублена точность (до 70метров).
-
shakti
2: Yevgeny
> По идее это 3-4. Не больше. Большее количество может внести достаточно ощутимую погрешность.
Это как-так? Это получается, что чем больше в задаче неизвестных, тем точней получится ответ что ли? Странно...
Мне всегда казалось, что чем болше, тем лучше. Единственное, что сбор данных и вычисления чуть подольше длятся. Но это секунды, или даже их доли. И вообще сейчас обычное число 6-8. Меньше уже трудно найти, мне кажется. А вобще лучше 12. Но такое количество спутников даже в море наверное не увидишь, только высоко в небе. Если конечно приёмник не работает в двух системах, совмещая GPS с нашей "Глонасс" (-:
Евросоюз кстати скоро тоже запустит такую систему. Часть спутников уже на орбите. Даже тестирование идёт. Вообще будет супер-точность.
> Хотя для России это не должно быть очень ощутимым поскольку у всех GPS-приемников должна быть хорошо заргублена точность (до 70метров).
А чем интересно Россия отличается от других стран? Точность определения координат зависит не от страны (спутники не висят на геостационарной орбите, а движутся), а во многом как раз от количества спутников, которые способен видеть приёмник и от продвинутости софта, в него зашитого. Нормальная и обычная точность, это метров 10-12. Иначе в городе запросто можно пропустить нужный поворот. Бывают "сбои" как раз метров на 100, но это неизбежная беда. И вызывается намеренно по команде Пентагона. Но сейчас это очень редко происходит. Скорее всего только тогда, когда проводят очень ответственные военные операции и намерянно искажаются данные в гражданском диапазоне. Они бояться потерять своих гражданских клиентов видимо. Очень многие службы от этого зависят. Да и конкуренты на пятки наступают.
> Garmin'ы хорошие
Магелланы тоже хороши. И Моторолы ценятся. У меня в машине вообще Лейка стоит (Правда опыт общения с ней неудачный немного, но это не от того, что она плохая). Но проблема в том, что сейчас очень сложно добиться универсальности. И в этом деле актуален вопрос, которы уже был задан: "А зачем он тебе?"
А потом от этого и плясать. (-:
> По идее это 3-4. Не больше. Большее количество может внести достаточно ощутимую погрешность.
Это как-так? Это получается, что чем больше в задаче неизвестных, тем точней получится ответ что ли? Странно...
Мне всегда казалось, что чем болше, тем лучше. Единственное, что сбор данных и вычисления чуть подольше длятся. Но это секунды, или даже их доли. И вообще сейчас обычное число 6-8. Меньше уже трудно найти, мне кажется. А вобще лучше 12. Но такое количество спутников даже в море наверное не увидишь, только высоко в небе. Если конечно приёмник не работает в двух системах, совмещая GPS с нашей "Глонасс" (-:
Евросоюз кстати скоро тоже запустит такую систему. Часть спутников уже на орбите. Даже тестирование идёт. Вообще будет супер-точность.
> Хотя для России это не должно быть очень ощутимым поскольку у всех GPS-приемников должна быть хорошо заргублена точность (до 70метров).
А чем интересно Россия отличается от других стран? Точность определения координат зависит не от страны (спутники не висят на геостационарной орбите, а движутся), а во многом как раз от количества спутников, которые способен видеть приёмник и от продвинутости софта, в него зашитого. Нормальная и обычная точность, это метров 10-12. Иначе в городе запросто можно пропустить нужный поворот. Бывают "сбои" как раз метров на 100, но это неизбежная беда. И вызывается намеренно по команде Пентагона. Но сейчас это очень редко происходит. Скорее всего только тогда, когда проводят очень ответственные военные операции и намерянно искажаются данные в гражданском диапазоне. Они бояться потерять своих гражданских клиентов видимо. Очень многие службы от этого зависят. Да и конкуренты на пятки наступают.
> Garmin'ы хорошие
Магелланы тоже хороши. И Моторолы ценятся. У меня в машине вообще Лейка стоит (Правда опыт общения с ней неудачный немного, но это не от того, что она плохая). Но проблема в том, что сейчас очень сложно добиться универсальности. И в этом деле актуален вопрос, которы уже был задан: "А зачем он тебе?"
А потом от этого и плясать. (-:
1: DarkElf de Kadan
Зачем? Для использования по назначению.
Если серьезно, то в последнее время приходится много ездить, поэтому и решил приобрести. Друзья, кстати, посоветовали именно GARMIN'ы. Дали подержать в руках eTrax Venture - хороший достаточно прибор, но с монохромным дисплеем. Сказали, что покупать аппарат дороже 300 баксов - ненужное пижонство, но и экономить не стоит. Вроде бы вполне нормальный приемник можно выбрать в диапазоне от 250 до 350 долларов; выше идут уже всякие ненужные навороты типа отображения высоты над уровнем моря, водонепроницаемости, цветистости дисплея...
Кстати, точность измерений назвали аж ±5 метров. Ходить по огороду можно и смотреть на экран навигатора.
Зачем? Для использования по назначению.
Если серьезно, то в последнее время приходится много ездить, поэтому и решил приобрести. Друзья, кстати, посоветовали именно GARMIN'ы. Дали подержать в руках eTrax Venture - хороший достаточно прибор, но с монохромным дисплеем. Сказали, что покупать аппарат дороже 300 баксов - ненужное пижонство, но и экономить не стоит. Вроде бы вполне нормальный приемник можно выбрать в диапазоне от 250 до 350 долларов; выше идут уже всякие ненужные навороты типа отображения высоты над уровнем моря, водонепроницаемости, цветистости дисплея...
Кстати, точность измерений назвали аж ±5 метров. Ходить по огороду можно и смотреть на экран навигатора.
-
Oigen McPine
- Поблагодарили: 1 раз
shakti :
> 2: Yevgeny
>
>> По идее это 3-4. Не больше. Большее количество может внести достаточно ощутимую погрешность.
> Это как-так? Это получается, что чем больше в задаче неизвестных, тем точней
> получится ответ что ли? Странно...
> Мне всегда казалось, что чем болше, тем лучше. Единственное, что сбор данных
> и вычисления чуть подольше длятся. Но это секунды, или даже их доли. И вообще
> сейчас обычное число 6-8. Меньше уже трудно найти, мне кажется. А вобще лучше
> 12. Но такое количество спутников даже в море наверное не увидишь, только высоко
> в небе. Если конечно приёмник не работает в двух системах, совмещая GPS с
> нашей "Глонасс" (-:
> Евросоюз кстати скоро тоже запустит такую систему. Часть спутников уже на
> орбите. Даже тестирование идёт. Вообще будет супер-точность.
Видит приемник до 12 спутников, но вычисляет по 3-4 ближайшим. Чем дальше спутник, тем ниже точность вычислений т.к. снижается точность определения угла.
>> Хотя для России это не должно быть очень ощутимым поскольку у всех GPS-приемников должна быть хорошо заргублена точность (до 70метров).
> А чем интересно Россия отличается от других стран? Точность определения координат
> зависит не от страны (спутники не висят на геостационарной орбите, а движутся),
> а во многом как раз от количества спутников, которые способен видеть приёмник
> и от продвинутости софта, в него зашитого. Нормальная и обычная точность, это
> метров 10-12. Иначе в городе запросто можно пропустить нужный поворот. Бывают
> "сбои" как раз метров на 100, но это неизбежная беда. И вызывается намеренно
> по команде Пентагона. Но сейчас это очень редко происходит. Скорее всего только
> тогда, когда проводят очень ответственные военные операции и намерянно искажаются
> данные в гражданском диапазоне. Они бояться потерять своих гражданских клиентов
> видимо. Очень многие службы от этого зависят. Да и конкуренты на пятки наступают.
По закону, координаты расположения объектов на территории РФ с точностью менее 30 метров составляют гос. тайну. И поэтому для России такие девайсы должны загрубляться. Незаргубленные ты можешь купить, но использовать ни-ни.
> 2: Yevgeny
>
>> По идее это 3-4. Не больше. Большее количество может внести достаточно ощутимую погрешность.
> Это как-так? Это получается, что чем больше в задаче неизвестных, тем точней
> получится ответ что ли? Странно...
> Мне всегда казалось, что чем болше, тем лучше. Единственное, что сбор данных
> и вычисления чуть подольше длятся. Но это секунды, или даже их доли. И вообще
> сейчас обычное число 6-8. Меньше уже трудно найти, мне кажется. А вобще лучше
> 12. Но такое количество спутников даже в море наверное не увидишь, только высоко
> в небе. Если конечно приёмник не работает в двух системах, совмещая GPS с
> нашей "Глонасс" (-:
> Евросоюз кстати скоро тоже запустит такую систему. Часть спутников уже на
> орбите. Даже тестирование идёт. Вообще будет супер-точность.
Видит приемник до 12 спутников, но вычисляет по 3-4 ближайшим. Чем дальше спутник, тем ниже точность вычислений т.к. снижается точность определения угла.
>> Хотя для России это не должно быть очень ощутимым поскольку у всех GPS-приемников должна быть хорошо заргублена точность (до 70метров).
> А чем интересно Россия отличается от других стран? Точность определения координат
> зависит не от страны (спутники не висят на геостационарной орбите, а движутся),
> а во многом как раз от количества спутников, которые способен видеть приёмник
> и от продвинутости софта, в него зашитого. Нормальная и обычная точность, это
> метров 10-12. Иначе в городе запросто можно пропустить нужный поворот. Бывают
> "сбои" как раз метров на 100, но это неизбежная беда. И вызывается намеренно
> по команде Пентагона. Но сейчас это очень редко происходит. Скорее всего только
> тогда, когда проводят очень ответственные военные операции и намерянно искажаются
> данные в гражданском диапазоне. Они бояться потерять своих гражданских клиентов
> видимо. Очень многие службы от этого зависят. Да и конкуренты на пятки наступают.
По закону, координаты расположения объектов на территории РФ с точностью менее 30 метров составляют гос. тайну. И поэтому для России такие девайсы должны загрубляться. Незаргубленные ты можешь купить, но использовать ни-ни.
-
shakti
Трям-трям-бумс! Вы когдв меня поймаете, сильно не бейте. Признаться, я не такой большой знаток этих девайсов, но некоторый опыт общения с ними имею - как уже написала, в машине такой стоит. Зато у меня муж есть!!! Вот он с ними общается часто, давно и с большим удовольствием. И если в последние дни из него трудно было выжать других слов, кроме цепочки: душ-есть-пиво-массаж-спать, то вчера проболтал со мной минут 30 на эту тему. А мне приятно(-: Потому дальше буду в написании использовать наш совместный опыт. Большая часть копирайтов его, но обработка и изложение моё.
Начну с 5: Yevgenyя и в обратной последовательности, потому что она показалось мне важней.
> По закону, координаты расположения объектов на территории РФ с точностью менее 30 метров составляют гос. тайну. И поэтому для России такие девайсы должны загрубляться. Незаргубленные ты можешь купить, но использовать ни-ни.
Вот в чём - в чём, а в этом я согласна с Вами на все мыслимые проценты. Но уточнения внесу.
Что касается самого закона. Да. Использовать девайсы, которые определяют наше местоположение с точностью менее 100 метров мы можем только на свой страх и риск. И даже те разрешения, которые выдаются при покупку - от наказания не спасут. Но парадокс в том, что приборов с такой погрешностью в природе не существует. И не существует достаточно давно, как оказалось. Аж с мая 2000 года. Потому что "загрубление" показателей происходит не в приборе, а в центре управления этой системы. А Пентагон уже боится их вводить, в страхе потерять гражданских клиентов и миллиарды прибылей за счёт "происков" конкурентов. Через три-четыре года начнёт действовать европейский Галелео - а там заявленная стандартная точность - 1 (один) метр!
Что делать? А ничего. Формально, если нас поймают, мы должны понести наказание. Но это анекдот про Билла (или как его? Джон?), которого никто не ловит, потому что нафик не сдался. С какой целью принимались подобные законы, уже никто не помнит. Но в то же время руки не доходят их исправить - есть более важные: Чебурашка, Russya и пр!!! Но интересующиеся этим люди сказали, что по слухам вот-вот законодательную базу подведут под существующее положение дел. Так ли это на самом деле, утверждать не буду. Наш парламент - это самый парламент в мире!
> Видит приемник до 12 спутников, но вычисляет по 3-4 ближайшим. Чем дальше спутник, тем ниже точность вычислений т.к. снижается точность определения угла.
Нет, это немножко не так. На самом деле принцип работы этих девайсов можно прочесть на любом соответствующем сайте. Я к сожалению уже сама не помню всех тонкостей, но основной принцип такой. Я включаю свой прибор. Он какое-то время (достаточно продолжительное) молчит. Это он определяет "альманах" (у меня так в меню написано, только по английски - точного перевода в этом контексте не знаю) своих спутников. Тех, которые он способен увидеть. Каждый из них имеет свой идентификатор. А уже потом, принимая сигналы от них, начинает вычисления. По тайм-коду. Время на спутниках строго синхронизировано. Так же известно время прохождения волны. И вот вот по задержкам сигнала от каждого спутника он и определяет расстояние до каждого из них. А зная, что это за спутник и его орбиту, он и вычисляет своё местоположение. И не трудно догадаться, что чем больше спутников девайс имеет возможность опросить, и чем больше разнесены эти спутники на небушке, тем более точными будут его показания. Метод триангуляции(треангуляции? - непомню, как правильно). Три-четыре спутника - это определение места на плоскости. И то с очень большой погрешностью. Как раз те 100-200 метров. А от 6 и более, это уже белее точное определение, и с учётом высоты над уровнем моря.
Я специально посмотрела в ближайшем интернет-магазине. Меньше 12 спутников, это уже устаревшие модели. А меньше 6-8 вообще не купишь, если только с рук.
Теперь с Вами, уважаемый 4: Splinter Честно признаться, читая Ваш ариджен, боюсь даже отвечать, чтобы не обидеть. Успокаивает лишь то, что Гальего написал это в другом контексте (-:
Мне очень понравилось Ваше описание “похода” в “Колизей”, что даже решила ответить Вам в том же стиле примерно (-:
Начнём сначала. GARMIN'ы - отличные приборы. И мощная фирма. Но дело не в фирме. Если говорить о девайсах "класса" eTrax Venture, то их выбор я могу сравнить лишь с выбором телефона. Понимаете, принцип работы у них один. Принимают сигнал, обрабатывают. Возмите любую фирму - и показатели у идентичных приборов будут практически одинаковы. Тут на выбор влияют скорее другие факторы. Если Вы "танцуете" от цены, то выбираете линейку доступных и смотрите уже скорее на дизайн, на то, как лежит в руке, какие элементы питания, удобство кнопок меню и сама менюшка. Понимаете, о чём я говорю? Это определяется словами - интерфейс и usability. Увеличение цены сказывается лишь на дополнительных функциях - цветной дисплей, его размер, объём памяти, дополнительные функции (типа количества контрольных точек, которые может запомнить прибор), порт USB для загрузки карт и т.д. Это всё прекрасно, но выбор скорее за Вами и вашим вкусом. В технических характеристиках ошибиться очень трудно, если приборы одной ценовой группы. Но и не буду отрицать, что есть конечно бренды, которые зарабатывают на имени тоже. И их идентичные другим фирмам приборы стоят дороже. Но GARMIN, хоть и самая популярная и большая, к ним не относятся. Их приборы надёжны и дёшевы.
Я же хочу Вам рассказать немного о другом. О функциональности и ... Мяу-мяу-мяу... Способах применения что-ли?
Грубо говоря! Подобные приборы делятся на два вида. 1 вид - это отдельный прибор в собственном корпусе и дисплеем для вывода информации. 2 - это приставки. Своего рода периферийное оборудование, которое подключается к компьютерам и не может выдавать информацию самостоятельно. Некоторые первые пошли чуть дальше - имеют порт подключения к компьютеру и могут использоваться совместно. Это как GPRS примерно, как модем. Можно купить отдельный специальный девайс типа флэш-карты или USB, а можно использовать телефон. Используется только приёмо-передатчик практически.
Потом они делятся уже на подвиды:
Первые на приборы, которые могут выдавать графическую информацию, т.е. показывать ваше местоположение на карте, которая в них загружена. Это продвинутые, с большим дисплеем (К этому классу относятся и приборы, встроенные в автомобилях) Не продвинутые выдают только координаты в цифровом виде и электронный компас. Этот компас может указывать направление, как обычный - стрелкой на север, а может и стрелкой на ту точку, координаты которой Вы ему укажите (и которые могут находиться в памяти - Ваши контрольные точки маршрута: мосты, переправы, стоянки...) Забегая вперёд уточню, что цветной дисплей в таких (из продвинутых) - это суть приятно и красиво. Но это не кино. Это карта. Многие считают излишеством и зряшным переводам энергии (значительным), которые потребляют подобные. И так всё понятно. Но... На вкус и цвет. Раньше и в телефонах небыло ни полифонии, ни экранов цветных.
Вторые делятся на те, которые тем или иным способом подключаются к компьютерам (как модемы и wi-fi девайсы), а есть которые в них встроены. Их мы не обсуждаем, так как это скорее к выбору компьютера относится, а не GPS прибора.( Если только речь не зайдёт о КПК.) Те, которые обсуждаем, как раз и делятся на те, которые предназначены для ноутбуков и те, которые для КПК. О них мы поговорим в развитии. Сначала о опыте применения.
Начнём с моего.
Лично у меня такой девайс есть только в машине. Помятуя о моём искусстве блуждать в трёх соснах и напрочь терять ориентацию в чужих городах после второго поворота, муж решил (не забывая о себе конечно тоже (-: ), что мне это необходимо, как воздух. Выбор сделан. Но потом оказалось, что несколько неудачно. Нет, прибор классный. И фирма прелестная. И работает прекрасно, без сбоев. Проблема оказалась в другом. Но я по-порядку.
Немножко освоившись с автомобилем и другими его необходимыми функциями, в один прекрасный момент решила, что настала очередь навигатора. Прочитала инструкцию. Всё понятно: включать-выключать, функции, менюшки, выбор карт... Начала искать. И оказалось, что карт территорий России, и так нужной мне карты Москвы, в нём нет. Хотя в инструкции и написано, что вся Евразия. Оказалось, что не заметила малюсенькую сноску, что должна быть вся Евразия, но пока специалисты фирмы не всё сделали, следите за обновлениями, обращайтесь на сайт и в представительства. Печально. Но мы же в России в конце концов! Мы хоть и не флагман, но и кораблик наш не самый маленький в пиратско-хакерской флотилии. Облазила все сайты, которые могла найти по тематике, закачала всё что нужно и не нужно – потом разберёмся. Посетила горбуху, измайловку... Тоже прикупила на всякий случай побольше. Сижу разбираюсь. Форматов и разрешений у файлов – уйма. Программ, которые могут всё это вывести в нужном виде – мало. Дорогущие. Если есть "вылесенные", то очень плохо. Кашляют. Долго ли, коротка – выбрала нужные файлы с картами и в тех расширениях, которые мне нужны. Надо загружать. Это можно сделать двумя способами – с CD-диска и с компьютера через специальный порт. “Проводочков” для порта у меня нет, как понимаете, решила с CD. Записала, вставила в ченджер, полезла в меню. Девайс файлы видит, но грузить не хочет. Выдаёт “еррор”, но что это за “еррор” и в чём он состоит – не объясняет. Поплакала сама, поплакалась мужу (у которого тоже ничего не получилось), делать нечего - изъяла из семейного бюджета пару сотен баксов, поехала в сервисный центр. Лихие ребята, куча приборов каких-то, все в проводах, в мониторах, быстренько нашли нужный разьём где-то под рулём, подключили нотер специальный какой-то – типа: “Нет проблем, 10 минут – кофе допить не успеете! Давайте Ваши карты.” Ага. ОбрадЫвалась )-: Мучались часа два. Упилась кофе за их счёт. Вернее за свой – сделать так и не сделали, а 60 баксов оставила )-: Резюмировали так: Видимо Ваши файлы или “битые”, или были созданы в устаревшей по версии программе, а новый девайс их не понимает. Мой шопот о том, что это крутая фирма, и что как всякая крутая и уважающая себя, поддерживает свои старые продукты в плане совместимости с новыми. Но видимо никто не услышал и деньги содрали. (Правда потом оказалось, что совершенно справедливо) В общем “расплакалась” я ещё больше. Но слезами, как известно, горю не поможешь. Делать то всё равно что-то надо. Не столько денег жалко, сколько за державу обидно. Ну не езжу я каждый день в Европу. А если и езжу, то не на машине – она мне в России нужна. И вот однажды, просматривая соответствующие сайты в поисках нужных мне карт, наткнулась на инфу, что оказывается фирма “Leica” имеет своё представительство в России и даже есть адрес с телефоном. Собралась с духом – звоню. Здороваются, выслушивают о проблеме, переводят звонок в нужный отдел. Это сейчас я могу более-менее уверенно оперировать терминами и понятиями, в то время я вообще плохо в этом соображала. Мало что поняв, молодой человек предложил мне подъехать к ним и разобраться на месте, или за дополнительную плату прислать специалиста ко мне. Помятуя о зря потраченных деньгах в автосервисе, решила сама съездить. Договорились, назначили мне время, приезжаю. Чтобы не показаться совсем дурёхой, почитала мануальчиков разных, чтоб хотя бы понимать, о чём речь идёт, оделась в лучший костюм, макияжик, причёсочку – всё, как положено (-: Хорошая фирма. Приятные люди. Они то мне и объяснили, что к чему.
Проблема первая. Для самодостаточных девайсов – "всё в одном" - это КАРТЫ.
Практически все фирмы, которые работают в этом сегменте рынка, применяют для своих приборов свой собственный формат карт. Мало того, что зачастую они не совместимы, и то, что подходит для Гармина, не будет работать в Магеллане, но очень часто имеют и свой закрытый формат, и предварительно посмотреть на эту карту можно только в фирменной программе предназначенной только для них. Это значит, что официально эти фирмы не выпускают программы, в которых Вы можете сами создавать свои карты, или адаптировать чужие. И более того – этот процесс немного не законен и нарушает их авторские права. Сами же эти фирмы хоть и выпускают карты с территориями и городами России, но вид у них оставляет желать лучшего. Очень лучшего. И обновляются крайне редко.
Это не значит, что Вы не сможете найти то, что Вам надо. Найдёте. Но. Если она имеет приличный вид и формат, то как правило это так называемая “пиратская” продукция. И естественно её тем больше, чем более распространены и популярны фирмы и их приборы. Сами фирмы, как мне по секрету признались, не очень стараются с этим бороться. Это им не выгодно по финансам. Ну сами посудите, чем больше карт есть для их приборов, тем он популярней и лучше раскупается. Но с другой стороны, этим нарушаются ряд международных соглашений, по авторскому праву в том числе. И им приходится бороться по “настоянию” государств и их ведомств. Таким образом рано или поздно в свет выходят приборы, в формат поддерживаемых карт которых вносятся изменения. И они становятся полностью (как в моём случае), или частично несовместимы(загружаются, отображаются на экране, но не работаю полностью, или как им положено – корректно).
Всех этих недостатков с картами лишены девайсы, которым для работы нужны компьютеры. Для них создано и создаются очень много карт на любой вкус. Есть очень много специализированных и независимых программ, которые позволяют не только работать с ними, но и создавать свои по потребностям и вкусу. О их недостатках мы поговорим позже.
Так. Дальше. Объяснив мне, в чём моя беда и посочувствовав моему горю, мне ПОДАРИЛИ фирменный диск с различными программами и утилитками для девайсов их фирмы, на котором присутствовало и очень много Российских карт. Более того, мы даже вместе спустились к моему авто и ребята из технического отдела объяснили мне, как их загружают и для примера загрузили Москву. Счастью моему небыло предела. Я готова была плюнуть на весь этикет и расцеловать их. Мы тепло распрощались и я укатила тестироваться.
Вы думаете мои проблемы на этом закончились? Фигушки. Но по порядку. Дело было так. Выехала я на более менее открытое пространство и включила прибор. После “холодного пуска” по инструкции для корректной работы надо ждать 15 минут. Я ждала 30. Это нужно, чтобы девайс нашёл свой максимальный “альманах” спутников для более точного местоопределения. Потом идёт обычный режим. На первый взгляд всё прошло удачно. Но, О горе! Прибор показывал, что я не еду по дорогам. Я прусь напрямик через дома и кварталы, преодолеваю вплавь реки и т.д. Ну думаю, пока сама экспериментировала с загрузкой, что-то испортила в настройках. Разбирались с мужем два дня. Ничего не помогало. Что делать - опять звоню в Лейку. Договорились, приезжаю.
Молодой человек минут 20 пытался понять проблему, не отьезжая от офиса. Не понял. Позвал своего босса. Молодой человек чуть постарше - босс - попытался тоже. И тоже ничего не вышло. Поехали кататься. Я вела, они настраивали. Мило катались минут 40, но так ничего и не придумали. Я в шоке. Потом босс предположил, что прибор испорчен и спросил, где я его приобрела. Я несколько удивилась сначала, потому что он встроен и интегрирован в машину. Я и ответила, что приобретен вместе с машиной (я просто не знала, что можно устанавливать отдельно, как дополнительный сервис после приобретения машины). Спросил, сколько лет машине. Блин. Как будто не видно, что новенькая. Погода не отъездила. Начали решать, как и где лучше снять и отремонтировать (или заменить) девайсину. Я же про себя начала тихо скулить от отчаянья и обиды... Но видимо в тот боги были благосклонны ко мне. И послали нужную мысль в голову молодого парнишки. А он и спрашивает: “А где Вы машину приобрели”? Ну это-то тут при чём, подумала я? Ну какая разница. Ответила. Из вежливости. А в этом то и была “зарыта собака”.
Проблема вторая. Геодезические системы координат (datums по приборному) – как залог корректного отображения информации.
В чём она заключается? С Вашего позволения опишу её пока вкратце, но если понадобиться и интересно, могу потом и подробней. Всё дело в том, что поверхность земли можно описать несколькими способами. И на основе их создаются математические модели. Они могут быть близки к описываемой поверхности, но не являются её точными копиями. Однако, для описания каких-то участков, в пределах заданной точности, в геодезии применяются простые эллипсоидальные или сферические модели земной поверхности. Такой моделью, например, является эллипсоид вращения. Но фишка в том, что при всём при этом нельзя задать такой эллипсоид, который бы наиболее правильно описывал всю земную поверхность. И для описания различных областей используют разные модели эллипсоидов наиболее точно совпадающих с земной поверхностью в данном районе.
А в качестве основы GPS используется эллипсоид GRS-80. Система координат на основе этого эллипсоида называется Мировая Геодезическая Система 1984 года (WGS-84). Но бывают и другие. Их может быть много даже в одной стране. У нас, в частности, это СК-42 (Пулково-42, или элипсоид Красовского), СК-63 (Пулково-63), CК-91. Большенство гражданских карт территорий России используют систему координат СК-42. И естественно приёмник GPS в идеале должен уметь их пересчитывать. Для этого используется алгоритм преобразования Молоденского. Во многих приёмниках эта функция “зашита” по умолчанию и поддерживается программно. Они, как правило, и поставляются в Россию. Но и за границей они тоже продаются. Особенно после того, как упал "железный занавес" и к нам начали массово приезжать туристы. А в некоторых данные надо вводить вручную – и будет очень здорово, если в приёмнике существует энергонезависимая память, запоминающая эти параметры. В моём её не оказалось )-: И каждый раз теперь мне приходится проделывать манипуляции: Main Menu > Setup Menu > Navigation > Map Datum > User и приводить значения вручную к такому виду (наизусть уже помню)
На это надо обратить внимание при покупке, если будете покупать девайс на рынке, или в маленькой фирме-не_дилере. Они, к сожалению, тоже попадают на наш рынок. Как правило по невнимательности, или незнанию. Потому что многие фирмы, удешевляя приборы, на внутреннем рынке продают их в урезанном виде – только для внутреннего использования. Не зная этого, “челноки” покупают (естественно дешевле) и везут к нам. И это создаёт проблемы. Как в моём случае, к примеру. Менеджеру фирмы, в которой приобретался мой автомобиль, видимо и в голову не пришло, что он будет эксплуатироваться в России. А может быть просто не знал о этих тонкостях – он машины продаёт в конце-концов, а не навигационные системы. А ребята “мои”, из Лейки, они же хоть и русские, но подход к работе уже швейцарский. Их же учили, что информация о системе координат зашита в файлах с картами. И приборы их должен автоматически её считывать и переводить вывод данных в нужный формат... Ой. Так вот прикольно получилось.)-:
Муж мой тоже однажды погорел на этом. У него есть друзья из среды авиаторов. И в трудные годы разгара перестройки, когда они начисто были лишены какого-либо заработка, решили организовать маленький бизнес, чтоб хотя бы с голода не умереть. В их распоряжении были отличные лётные карты. Очень подробные и очень качественные. Беда только в том, что они были секретные. И продавать их в “чистом виде” было бы серьёзным преступлением. Даже в те времена, когда Россия продавалась с потрохами. Но это делалось “наверху”. Им бы этого не простили. Надо было что-то придумать. Помогли компьютерные технологии. С помощью них карты превращались в цифровой вид, убиралась вся “излишняя информация”, а потом распечатывалась на принтерах, или плоттере. С дальнейшим распространением среди заинтересованных лиц, как-то туристы, рыбаки и охотники. Ну и сам конечно использовали. И вот однажды, на Ахтубе, если правильно запомнила, они пытались найти друзей, которые прибыли раньше и уже организовали лагерь. Они знали где он. Определили по карте координаты, занесли в прибор (нада же применять, коли есть) и двинулись напрямик, через степь. Искали сутки (-: Первоначально ошиблись больше, чем на километр. Естественно заплутали. Поехали не в ту сторону. Умотали километров на 15. Потом повезло, сделали “привязку” на местности. Вернулись обратно. Говорит, что было весело.
В чём ошибка – открылось позже. Прибор пересчитывал координаты в систему СК-42, а все военные карты сделаны на основе СК-63. Это секретная система координат – применяется исключительно в военных целях. И алгоритм пересчёта тоже секретный. Ошибки бешенные получаются. Его, алгоритм, не сложно самому конечно изобразить. Но для этого нужно карты в обеих системах и несколько “точек” привязки. Этим они не торопясь и занимаются до сих пор, когда ездят в новые места. Карты же отличные, в 1 см и 500, и 200 метров, не говоря про километр. Просто пользоваться, даже применяя обычный компас. Но это наверное тем, кто хоть что-то в этом понимает – мне три компаса дай, всё равно заблужусь (-:
Но оставим это и идём дальше. Муж мой перепробывал этих девайсов видимо-невидимо. Не буду описывать модели (я их просто не запомнила, пока он перечислял), остановлюсь на принципах.
Первое, это эксплуатация в так называемых экстремальных условиях: походы, рыбалки, охоты, вылазки за грибами и пр.
В лес ходить с ноутбуком – несколько странно, неправда ли? С КПК? Можно конечно, но тоже стрёмно. За грибами ещё куда не шло, но в более жёских условиях не трудно приборчик и до “летального исхода” довести. Это самый главный и основной недостаток. Логичен выбор - “самодостаточный” прибор. Лучше них не придумать. И уже исходя из “активности” предпочитаемого отдыха на выбор влияют такие показатели, как ударостойкость, водонепроницаемость и плавучесть... Очень важным фактором является энергопотребление и продолжительность автономной работы. Из подобных приборов мой муж отдаёт предпочтение таким девайсам, которые способны помимо родных аккумуляторов “кушать” обычные батарейки. Даже в ущерб другим показателям. Другие функции, о которых я уже писала: вес, размеры различные, память и связанные с ней факторы, менюшки и удобство, количество каналов для спутников – уже по вкусу и по кошельку.
Путём накопленного опыта для этих целей сейчас применяются самые простые и дешёвые приборы без вывода графической информации. Цифровые координаты и электронный компас. Во-первых над таким меньше дрожишь и не так жалко, если выйдет из строя. Хотя это и трудновато оказывается. Ремонтировать тоже проще и дешевле. Потребление энергии на порядок меньше. Неудобство?
Уверяет, что оно сомнительно. Карты на популярные модели найти конечно можно. Но качество этих карт просто не лезет ни в какие рамки. Для путешествия по областным дорогам и магистралям, а так же навигации в крупных городах – ещё сойдёт. Для какого-то более точного позиционирования? Говорит, что по-идее, карты приличные сделать не проблема. Но столько памяти у дюбого современного прибора сожрёт, что для каждого района придётся загружать отдельно. Гораздо удобней и эффективней покупать их в бумажном формате, а их очень много и хороших, и подробных, и пользоваться совместно. А вся эта графика – перевод энергии и веса. Практической пользы намного меньше – считает, что не подоспел ещё прогресс ни по финансам, ни по технологиям для создания таких приборов достойного качества и функциональности. Но кого-то устраивает. Дело вкуса.
Для работы в городах и применения в машине он предпочитает использовать “приставки” к компьютерам. Будем говорить только о “наладонниках”, т.к. ноутбуки... Ну сами понимаете - в машине, и то не так удобно. А к КПК можно купить "штучку" и повесить в удобном месте на панели. Энергопотребление – оно уже не так страшно. В машине вообще проблем нет. Пешком по городу – если припечёт, тоже есть где подзарядиться. Да и хватает обычно 4-6-и часов работы. Не так актуально короче.
Зато с качетсвом выводимой информации не сравнить с автономными приборами. Цветной дисплей, большой, отличное разрешение, доступность и разнообразие как карт, так и програмного обеспечения для работы с ними, возможность создавать и редактировать самому. Отличная синхронизация с другими компьютерами. Удобство работы и навигации. Размеры (если говорить о КПК) проигрывают самую малость. + сами функции компьютера.
Выигрывают по всем показателям. Кроме цены.
Раньше это можно было купить только по отдельности. Сейчас уже есть модели, которые совмещают в себе эти вещи. Для примера http://www.garmin.com/products/iQue3200 и http://www.garmin.com/products/iQue3600 Именно на него посматривает мой муж. Останавливает пока только то, что нынешний наладонник “не той системы” (с) белое солнце пустыни.) Очень много самопальных программ написано для специфических расчётов по работе. А переписывать и компилировать для другой системы – лениво. Мог бы и не говорить - сама бы догадалась (-: Но говорит, что почти созрел (-:
В общем – вот. Что знала, рассказала. Только не бейте (-:
Начну с 5: Yevgenyя и в обратной последовательности, потому что она показалось мне важней.
> По закону, координаты расположения объектов на территории РФ с точностью менее 30 метров составляют гос. тайну. И поэтому для России такие девайсы должны загрубляться. Незаргубленные ты можешь купить, но использовать ни-ни.
Вот в чём - в чём, а в этом я согласна с Вами на все мыслимые проценты. Но уточнения внесу.
Что касается самого закона. Да. Использовать девайсы, которые определяют наше местоположение с точностью менее 100 метров мы можем только на свой страх и риск. И даже те разрешения, которые выдаются при покупку - от наказания не спасут. Но парадокс в том, что приборов с такой погрешностью в природе не существует. И не существует достаточно давно, как оказалось. Аж с мая 2000 года. Потому что "загрубление" показателей происходит не в приборе, а в центре управления этой системы. А Пентагон уже боится их вводить, в страхе потерять гражданских клиентов и миллиарды прибылей за счёт "происков" конкурентов. Через три-четыре года начнёт действовать европейский Галелео - а там заявленная стандартная точность - 1 (один) метр!
Что делать? А ничего. Формально, если нас поймают, мы должны понести наказание. Но это анекдот про Билла (или как его? Джон?), которого никто не ловит, потому что нафик не сдался. С какой целью принимались подобные законы, уже никто не помнит. Но в то же время руки не доходят их исправить - есть более важные: Чебурашка, Russya и пр!!! Но интересующиеся этим люди сказали, что по слухам вот-вот законодательную базу подведут под существующее положение дел. Так ли это на самом деле, утверждать не буду. Наш парламент - это самый парламент в мире!
> Видит приемник до 12 спутников, но вычисляет по 3-4 ближайшим. Чем дальше спутник, тем ниже точность вычислений т.к. снижается точность определения угла.
Нет, это немножко не так. На самом деле принцип работы этих девайсов можно прочесть на любом соответствующем сайте. Я к сожалению уже сама не помню всех тонкостей, но основной принцип такой. Я включаю свой прибор. Он какое-то время (достаточно продолжительное) молчит. Это он определяет "альманах" (у меня так в меню написано, только по английски - точного перевода в этом контексте не знаю) своих спутников. Тех, которые он способен увидеть. Каждый из них имеет свой идентификатор. А уже потом, принимая сигналы от них, начинает вычисления. По тайм-коду. Время на спутниках строго синхронизировано. Так же известно время прохождения волны. И вот вот по задержкам сигнала от каждого спутника он и определяет расстояние до каждого из них. А зная, что это за спутник и его орбиту, он и вычисляет своё местоположение. И не трудно догадаться, что чем больше спутников девайс имеет возможность опросить, и чем больше разнесены эти спутники на небушке, тем более точными будут его показания. Метод триангуляции(треангуляции? - непомню, как правильно). Три-четыре спутника - это определение места на плоскости. И то с очень большой погрешностью. Как раз те 100-200 метров. А от 6 и более, это уже белее точное определение, и с учётом высоты над уровнем моря.
Я специально посмотрела в ближайшем интернет-магазине. Меньше 12 спутников, это уже устаревшие модели. А меньше 6-8 вообще не купишь, если только с рук.
Теперь с Вами, уважаемый 4: Splinter Честно признаться, читая Ваш ариджен, боюсь даже отвечать, чтобы не обидеть. Успокаивает лишь то, что Гальего написал это в другом контексте (-:
Мне очень понравилось Ваше описание “похода” в “Колизей”, что даже решила ответить Вам в том же стиле примерно (-:
Начнём сначала. GARMIN'ы - отличные приборы. И мощная фирма. Но дело не в фирме. Если говорить о девайсах "класса" eTrax Venture, то их выбор я могу сравнить лишь с выбором телефона. Понимаете, принцип работы у них один. Принимают сигнал, обрабатывают. Возмите любую фирму - и показатели у идентичных приборов будут практически одинаковы. Тут на выбор влияют скорее другие факторы. Если Вы "танцуете" от цены, то выбираете линейку доступных и смотрите уже скорее на дизайн, на то, как лежит в руке, какие элементы питания, удобство кнопок меню и сама менюшка. Понимаете, о чём я говорю? Это определяется словами - интерфейс и usability. Увеличение цены сказывается лишь на дополнительных функциях - цветной дисплей, его размер, объём памяти, дополнительные функции (типа количества контрольных точек, которые может запомнить прибор), порт USB для загрузки карт и т.д. Это всё прекрасно, но выбор скорее за Вами и вашим вкусом. В технических характеристиках ошибиться очень трудно, если приборы одной ценовой группы. Но и не буду отрицать, что есть конечно бренды, которые зарабатывают на имени тоже. И их идентичные другим фирмам приборы стоят дороже. Но GARMIN, хоть и самая популярная и большая, к ним не относятся. Их приборы надёжны и дёшевы.
Я же хочу Вам рассказать немного о другом. О функциональности и ... Мяу-мяу-мяу... Способах применения что-ли?
Грубо говоря! Подобные приборы делятся на два вида. 1 вид - это отдельный прибор в собственном корпусе и дисплеем для вывода информации. 2 - это приставки. Своего рода периферийное оборудование, которое подключается к компьютерам и не может выдавать информацию самостоятельно. Некоторые первые пошли чуть дальше - имеют порт подключения к компьютеру и могут использоваться совместно. Это как GPRS примерно, как модем. Можно купить отдельный специальный девайс типа флэш-карты или USB, а можно использовать телефон. Используется только приёмо-передатчик практически.
Потом они делятся уже на подвиды:
Первые на приборы, которые могут выдавать графическую информацию, т.е. показывать ваше местоположение на карте, которая в них загружена. Это продвинутые, с большим дисплеем (К этому классу относятся и приборы, встроенные в автомобилях) Не продвинутые выдают только координаты в цифровом виде и электронный компас. Этот компас может указывать направление, как обычный - стрелкой на север, а может и стрелкой на ту точку, координаты которой Вы ему укажите (и которые могут находиться в памяти - Ваши контрольные точки маршрута: мосты, переправы, стоянки...) Забегая вперёд уточню, что цветной дисплей в таких (из продвинутых) - это суть приятно и красиво. Но это не кино. Это карта. Многие считают излишеством и зряшным переводам энергии (значительным), которые потребляют подобные. И так всё понятно. Но... На вкус и цвет. Раньше и в телефонах небыло ни полифонии, ни экранов цветных.
Вторые делятся на те, которые тем или иным способом подключаются к компьютерам (как модемы и wi-fi девайсы), а есть которые в них встроены. Их мы не обсуждаем, так как это скорее к выбору компьютера относится, а не GPS прибора.( Если только речь не зайдёт о КПК.) Те, которые обсуждаем, как раз и делятся на те, которые предназначены для ноутбуков и те, которые для КПК. О них мы поговорим в развитии. Сначала о опыте применения.
Начнём с моего.
Лично у меня такой девайс есть только в машине. Помятуя о моём искусстве блуждать в трёх соснах и напрочь терять ориентацию в чужих городах после второго поворота, муж решил (не забывая о себе конечно тоже (-: ), что мне это необходимо, как воздух. Выбор сделан. Но потом оказалось, что несколько неудачно. Нет, прибор классный. И фирма прелестная. И работает прекрасно, без сбоев. Проблема оказалась в другом. Но я по-порядку.
Немножко освоившись с автомобилем и другими его необходимыми функциями, в один прекрасный момент решила, что настала очередь навигатора. Прочитала инструкцию. Всё понятно: включать-выключать, функции, менюшки, выбор карт... Начала искать. И оказалось, что карт территорий России, и так нужной мне карты Москвы, в нём нет. Хотя в инструкции и написано, что вся Евразия. Оказалось, что не заметила малюсенькую сноску, что должна быть вся Евразия, но пока специалисты фирмы не всё сделали, следите за обновлениями, обращайтесь на сайт и в представительства. Печально. Но мы же в России в конце концов! Мы хоть и не флагман, но и кораблик наш не самый маленький в пиратско-хакерской флотилии. Облазила все сайты, которые могла найти по тематике, закачала всё что нужно и не нужно – потом разберёмся. Посетила горбуху, измайловку... Тоже прикупила на всякий случай побольше. Сижу разбираюсь. Форматов и разрешений у файлов – уйма. Программ, которые могут всё это вывести в нужном виде – мало. Дорогущие. Если есть "вылесенные", то очень плохо. Кашляют. Долго ли, коротка – выбрала нужные файлы с картами и в тех расширениях, которые мне нужны. Надо загружать. Это можно сделать двумя способами – с CD-диска и с компьютера через специальный порт. “Проводочков” для порта у меня нет, как понимаете, решила с CD. Записала, вставила в ченджер, полезла в меню. Девайс файлы видит, но грузить не хочет. Выдаёт “еррор”, но что это за “еррор” и в чём он состоит – не объясняет. Поплакала сама, поплакалась мужу (у которого тоже ничего не получилось), делать нечего - изъяла из семейного бюджета пару сотен баксов, поехала в сервисный центр. Лихие ребята, куча приборов каких-то, все в проводах, в мониторах, быстренько нашли нужный разьём где-то под рулём, подключили нотер специальный какой-то – типа: “Нет проблем, 10 минут – кофе допить не успеете! Давайте Ваши карты.” Ага. ОбрадЫвалась )-: Мучались часа два. Упилась кофе за их счёт. Вернее за свой – сделать так и не сделали, а 60 баксов оставила )-: Резюмировали так: Видимо Ваши файлы или “битые”, или были созданы в устаревшей по версии программе, а новый девайс их не понимает. Мой шопот о том, что это крутая фирма, и что как всякая крутая и уважающая себя, поддерживает свои старые продукты в плане совместимости с новыми. Но видимо никто не услышал и деньги содрали. (Правда потом оказалось, что совершенно справедливо) В общем “расплакалась” я ещё больше. Но слезами, как известно, горю не поможешь. Делать то всё равно что-то надо. Не столько денег жалко, сколько за державу обидно. Ну не езжу я каждый день в Европу. А если и езжу, то не на машине – она мне в России нужна. И вот однажды, просматривая соответствующие сайты в поисках нужных мне карт, наткнулась на инфу, что оказывается фирма “Leica” имеет своё представительство в России и даже есть адрес с телефоном. Собралась с духом – звоню. Здороваются, выслушивают о проблеме, переводят звонок в нужный отдел. Это сейчас я могу более-менее уверенно оперировать терминами и понятиями, в то время я вообще плохо в этом соображала. Мало что поняв, молодой человек предложил мне подъехать к ним и разобраться на месте, или за дополнительную плату прислать специалиста ко мне. Помятуя о зря потраченных деньгах в автосервисе, решила сама съездить. Договорились, назначили мне время, приезжаю. Чтобы не показаться совсем дурёхой, почитала мануальчиков разных, чтоб хотя бы понимать, о чём речь идёт, оделась в лучший костюм, макияжик, причёсочку – всё, как положено (-: Хорошая фирма. Приятные люди. Они то мне и объяснили, что к чему.
Проблема первая. Для самодостаточных девайсов – "всё в одном" - это КАРТЫ.
Практически все фирмы, которые работают в этом сегменте рынка, применяют для своих приборов свой собственный формат карт. Мало того, что зачастую они не совместимы, и то, что подходит для Гармина, не будет работать в Магеллане, но очень часто имеют и свой закрытый формат, и предварительно посмотреть на эту карту можно только в фирменной программе предназначенной только для них. Это значит, что официально эти фирмы не выпускают программы, в которых Вы можете сами создавать свои карты, или адаптировать чужие. И более того – этот процесс немного не законен и нарушает их авторские права. Сами же эти фирмы хоть и выпускают карты с территориями и городами России, но вид у них оставляет желать лучшего. Очень лучшего. И обновляются крайне редко.
Это не значит, что Вы не сможете найти то, что Вам надо. Найдёте. Но. Если она имеет приличный вид и формат, то как правило это так называемая “пиратская” продукция. И естественно её тем больше, чем более распространены и популярны фирмы и их приборы. Сами фирмы, как мне по секрету признались, не очень стараются с этим бороться. Это им не выгодно по финансам. Ну сами посудите, чем больше карт есть для их приборов, тем он популярней и лучше раскупается. Но с другой стороны, этим нарушаются ряд международных соглашений, по авторскому праву в том числе. И им приходится бороться по “настоянию” государств и их ведомств. Таким образом рано или поздно в свет выходят приборы, в формат поддерживаемых карт которых вносятся изменения. И они становятся полностью (как в моём случае), или частично несовместимы(загружаются, отображаются на экране, но не работаю полностью, или как им положено – корректно).
Всех этих недостатков с картами лишены девайсы, которым для работы нужны компьютеры. Для них создано и создаются очень много карт на любой вкус. Есть очень много специализированных и независимых программ, которые позволяют не только работать с ними, но и создавать свои по потребностям и вкусу. О их недостатках мы поговорим позже.
Так. Дальше. Объяснив мне, в чём моя беда и посочувствовав моему горю, мне ПОДАРИЛИ фирменный диск с различными программами и утилитками для девайсов их фирмы, на котором присутствовало и очень много Российских карт. Более того, мы даже вместе спустились к моему авто и ребята из технического отдела объяснили мне, как их загружают и для примера загрузили Москву. Счастью моему небыло предела. Я готова была плюнуть на весь этикет и расцеловать их. Мы тепло распрощались и я укатила тестироваться.
Вы думаете мои проблемы на этом закончились? Фигушки. Но по порядку. Дело было так. Выехала я на более менее открытое пространство и включила прибор. После “холодного пуска” по инструкции для корректной работы надо ждать 15 минут. Я ждала 30. Это нужно, чтобы девайс нашёл свой максимальный “альманах” спутников для более точного местоопределения. Потом идёт обычный режим. На первый взгляд всё прошло удачно. Но, О горе! Прибор показывал, что я не еду по дорогам. Я прусь напрямик через дома и кварталы, преодолеваю вплавь реки и т.д. Ну думаю, пока сама экспериментировала с загрузкой, что-то испортила в настройках. Разбирались с мужем два дня. Ничего не помогало. Что делать - опять звоню в Лейку. Договорились, приезжаю.
Молодой человек минут 20 пытался понять проблему, не отьезжая от офиса. Не понял. Позвал своего босса. Молодой человек чуть постарше - босс - попытался тоже. И тоже ничего не вышло. Поехали кататься. Я вела, они настраивали. Мило катались минут 40, но так ничего и не придумали. Я в шоке. Потом босс предположил, что прибор испорчен и спросил, где я его приобрела. Я несколько удивилась сначала, потому что он встроен и интегрирован в машину. Я и ответила, что приобретен вместе с машиной (я просто не знала, что можно устанавливать отдельно, как дополнительный сервис после приобретения машины). Спросил, сколько лет машине. Блин. Как будто не видно, что новенькая. Погода не отъездила. Начали решать, как и где лучше снять и отремонтировать (или заменить) девайсину. Я же про себя начала тихо скулить от отчаянья и обиды... Но видимо в тот боги были благосклонны ко мне. И послали нужную мысль в голову молодого парнишки. А он и спрашивает: “А где Вы машину приобрели”? Ну это-то тут при чём, подумала я? Ну какая разница. Ответила. Из вежливости. А в этом то и была “зарыта собака”.
Проблема вторая. Геодезические системы координат (datums по приборному) – как залог корректного отображения информации.
В чём она заключается? С Вашего позволения опишу её пока вкратце, но если понадобиться и интересно, могу потом и подробней. Всё дело в том, что поверхность земли можно описать несколькими способами. И на основе их создаются математические модели. Они могут быть близки к описываемой поверхности, но не являются её точными копиями. Однако, для описания каких-то участков, в пределах заданной точности, в геодезии применяются простые эллипсоидальные или сферические модели земной поверхности. Такой моделью, например, является эллипсоид вращения. Но фишка в том, что при всём при этом нельзя задать такой эллипсоид, который бы наиболее правильно описывал всю земную поверхность. И для описания различных областей используют разные модели эллипсоидов наиболее точно совпадающих с земной поверхностью в данном районе.
А в качестве основы GPS используется эллипсоид GRS-80. Система координат на основе этого эллипсоида называется Мировая Геодезическая Система 1984 года (WGS-84). Но бывают и другие. Их может быть много даже в одной стране. У нас, в частности, это СК-42 (Пулково-42, или элипсоид Красовского), СК-63 (Пулково-63), CК-91. Большенство гражданских карт территорий России используют систему координат СК-42. И естественно приёмник GPS в идеале должен уметь их пересчитывать. Для этого используется алгоритм преобразования Молоденского. Во многих приёмниках эта функция “зашита” по умолчанию и поддерживается программно. Они, как правило, и поставляются в Россию. Но и за границей они тоже продаются. Особенно после того, как упал "железный занавес" и к нам начали массово приезжать туристы. А в некоторых данные надо вводить вручную – и будет очень здорово, если в приёмнике существует энергонезависимая память, запоминающая эти параметры. В моём её не оказалось )-: И каждый раз теперь мне приходится проделывать манипуляции: Main Menu > Setup Menu > Navigation > Map Datum > User и приводить значения вручную к такому виду (наизусть уже помню)
или оставлять прибор в спящем режиме. Если езжу каждый день, то так и поступаю. Потребляет энергии в таком режиме меньше, чем сигнализация.DX +28.0
DY -130.0
DZ -95.0
DA -108.0
DF +0.004808
На это надо обратить внимание при покупке, если будете покупать девайс на рынке, или в маленькой фирме-не_дилере. Они, к сожалению, тоже попадают на наш рынок. Как правило по невнимательности, или незнанию. Потому что многие фирмы, удешевляя приборы, на внутреннем рынке продают их в урезанном виде – только для внутреннего использования. Не зная этого, “челноки” покупают (естественно дешевле) и везут к нам. И это создаёт проблемы. Как в моём случае, к примеру. Менеджеру фирмы, в которой приобретался мой автомобиль, видимо и в голову не пришло, что он будет эксплуатироваться в России. А может быть просто не знал о этих тонкостях – он машины продаёт в конце-концов, а не навигационные системы. А ребята “мои”, из Лейки, они же хоть и русские, но подход к работе уже швейцарский. Их же учили, что информация о системе координат зашита в файлах с картами. И приборы их должен автоматически её считывать и переводить вывод данных в нужный формат... Ой. Так вот прикольно получилось.)-:
Муж мой тоже однажды погорел на этом. У него есть друзья из среды авиаторов. И в трудные годы разгара перестройки, когда они начисто были лишены какого-либо заработка, решили организовать маленький бизнес, чтоб хотя бы с голода не умереть. В их распоряжении были отличные лётные карты. Очень подробные и очень качественные. Беда только в том, что они были секретные. И продавать их в “чистом виде” было бы серьёзным преступлением. Даже в те времена, когда Россия продавалась с потрохами. Но это делалось “наверху”. Им бы этого не простили. Надо было что-то придумать. Помогли компьютерные технологии. С помощью них карты превращались в цифровой вид, убиралась вся “излишняя информация”, а потом распечатывалась на принтерах, или плоттере. С дальнейшим распространением среди заинтересованных лиц, как-то туристы, рыбаки и охотники. Ну и сам конечно использовали. И вот однажды, на Ахтубе, если правильно запомнила, они пытались найти друзей, которые прибыли раньше и уже организовали лагерь. Они знали где он. Определили по карте координаты, занесли в прибор (нада же применять, коли есть) и двинулись напрямик, через степь. Искали сутки (-: Первоначально ошиблись больше, чем на километр. Естественно заплутали. Поехали не в ту сторону. Умотали километров на 15. Потом повезло, сделали “привязку” на местности. Вернулись обратно. Говорит, что было весело.
В чём ошибка – открылось позже. Прибор пересчитывал координаты в систему СК-42, а все военные карты сделаны на основе СК-63. Это секретная система координат – применяется исключительно в военных целях. И алгоритм пересчёта тоже секретный. Ошибки бешенные получаются. Его, алгоритм, не сложно самому конечно изобразить. Но для этого нужно карты в обеих системах и несколько “точек” привязки. Этим они не торопясь и занимаются до сих пор, когда ездят в новые места. Карты же отличные, в 1 см и 500, и 200 метров, не говоря про километр. Просто пользоваться, даже применяя обычный компас. Но это наверное тем, кто хоть что-то в этом понимает – мне три компаса дай, всё равно заблужусь (-:
Но оставим это и идём дальше. Муж мой перепробывал этих девайсов видимо-невидимо. Не буду описывать модели (я их просто не запомнила, пока он перечислял), остановлюсь на принципах.
Первое, это эксплуатация в так называемых экстремальных условиях: походы, рыбалки, охоты, вылазки за грибами и пр.
В лес ходить с ноутбуком – несколько странно, неправда ли? С КПК? Можно конечно, но тоже стрёмно. За грибами ещё куда не шло, но в более жёских условиях не трудно приборчик и до “летального исхода” довести. Это самый главный и основной недостаток. Логичен выбор - “самодостаточный” прибор. Лучше них не придумать. И уже исходя из “активности” предпочитаемого отдыха на выбор влияют такие показатели, как ударостойкость, водонепроницаемость и плавучесть... Очень важным фактором является энергопотребление и продолжительность автономной работы. Из подобных приборов мой муж отдаёт предпочтение таким девайсам, которые способны помимо родных аккумуляторов “кушать” обычные батарейки. Даже в ущерб другим показателям. Другие функции, о которых я уже писала: вес, размеры различные, память и связанные с ней факторы, менюшки и удобство, количество каналов для спутников – уже по вкусу и по кошельку.
Путём накопленного опыта для этих целей сейчас применяются самые простые и дешёвые приборы без вывода графической информации. Цифровые координаты и электронный компас. Во-первых над таким меньше дрожишь и не так жалко, если выйдет из строя. Хотя это и трудновато оказывается. Ремонтировать тоже проще и дешевле. Потребление энергии на порядок меньше. Неудобство?
Уверяет, что оно сомнительно. Карты на популярные модели найти конечно можно. Но качество этих карт просто не лезет ни в какие рамки. Для путешествия по областным дорогам и магистралям, а так же навигации в крупных городах – ещё сойдёт. Для какого-то более точного позиционирования? Говорит, что по-идее, карты приличные сделать не проблема. Но столько памяти у дюбого современного прибора сожрёт, что для каждого района придётся загружать отдельно. Гораздо удобней и эффективней покупать их в бумажном формате, а их очень много и хороших, и подробных, и пользоваться совместно. А вся эта графика – перевод энергии и веса. Практической пользы намного меньше – считает, что не подоспел ещё прогресс ни по финансам, ни по технологиям для создания таких приборов достойного качества и функциональности. Но кого-то устраивает. Дело вкуса.
Для работы в городах и применения в машине он предпочитает использовать “приставки” к компьютерам. Будем говорить только о “наладонниках”, т.к. ноутбуки... Ну сами понимаете - в машине, и то не так удобно. А к КПК можно купить "штучку" и повесить в удобном месте на панели. Энергопотребление – оно уже не так страшно. В машине вообще проблем нет. Пешком по городу – если припечёт, тоже есть где подзарядиться. Да и хватает обычно 4-6-и часов работы. Не так актуально короче.
Зато с качетсвом выводимой информации не сравнить с автономными приборами. Цветной дисплей, большой, отличное разрешение, доступность и разнообразие как карт, так и програмного обеспечения для работы с ними, возможность создавать и редактировать самому. Отличная синхронизация с другими компьютерами. Удобство работы и навигации. Размеры (если говорить о КПК) проигрывают самую малость. + сами функции компьютера.
Выигрывают по всем показателям. Кроме цены.
Раньше это можно было купить только по отдельности. Сейчас уже есть модели, которые совмещают в себе эти вещи. Для примера http://www.garmin.com/products/iQue3200 и http://www.garmin.com/products/iQue3600 Именно на него посматривает мой муж. Останавливает пока только то, что нынешний наладонник “не той системы” (с) белое солнце пустыни.) Очень много самопальных программ написано для специфических расчётов по работе. А переписывать и компилировать для другой системы – лениво. Мог бы и не говорить - сама бы догадалась (-: Но говорит, что почти созрел (-:
В общем – вот. Что знала, рассказала. Только не бейте (-:
6: Если не секрет, что за авто? Раньше небыло российских карт, которые можно было заливать в автомобильные GPS.
6: shakti
Вах!
В который раз приятно поражаете. Спасибо.
Вах!
В который раз приятно поражаете. Спасибо.
-
shakti
Спасибо Splinter. Буду рада, если хоть чем-то помогла. (-:
7: SergeB
> Если не секрет, что за авто?
Да какое авто, не так важно. Это оборудование идёт по разряду дополнительного (если только машина не совсем крутая). Его можно заказать вместе с машиной (как в моём случае), а можно установить потом. Оно выпускается сторонними фирмами. Просто когда заказываешь сразу, производитель автомобиля сам интегрирует его, совмещая с другими системами: экраном бортового компьютера, CD-ченджером, кнопками управления. Потом это сделать несколько сложнее. И дороже соответственно.
Но если интересно, то Лэнд Ровер. Фриилэндер.
> Раньше небыло российских карт, которые можно было заливать в автомобильные GPS.
Честно признаться - я не знаю, как было раньше. Но принцип работы автомобильных GPS практически не отличается от карманных. И карты имеют практически один и тот-же формат. Плюс автомобильных приборов в том, что можно разместить их больше и с лучшем разрешением за счёт увеличения объёма памяти. В автомобиле её возить, это не в кормане носить. А в остальном... Мне кажется, что появились они в одно и то же время.
7: SergeB
> Если не секрет, что за авто?
Да какое авто, не так важно. Это оборудование идёт по разряду дополнительного (если только машина не совсем крутая). Его можно заказать вместе с машиной (как в моём случае), а можно установить потом. Оно выпускается сторонними фирмами. Просто когда заказываешь сразу, производитель автомобиля сам интегрирует его, совмещая с другими системами: экраном бортового компьютера, CD-ченджером, кнопками управления. Потом это сделать несколько сложнее. И дороже соответственно.
Но если интересно, то Лэнд Ровер. Фриилэндер.
> Раньше небыло российских карт, которые можно было заливать в автомобильные GPS.
Честно признаться - я не знаю, как было раньше. Но принцип работы автомобильных GPS практически не отличается от карманных. И карты имеют практически один и тот-же формат. Плюс автомобильных приборов в том, что можно разместить их больше и с лучшем разрешением за счёт увеличения объёма памяти. В автомобиле её возить, это не в кормане носить. А в остальном... Мне кажется, что появились они в одно и то же время.
-
Chicago
> GPS практически не отличается от карманных. И карты имеют практически один
> и тот-же формат. Плюс автомобильных приборов в том, что можно разместить их
> больше и с лучшем разрешением за счёт увеличения объёма памяти. В автомобиле
> её возить, это не в кормане носить. А в остальном... Мне кажется, что появились
> они в одно и то же время.
One more question. Do you know source (company name, web link) where I can get Russian maps? Do they have a full coverage of Russian federation? Thanks.
-
shakti
10: Chicago
> Do you know source (company name, web link) where I can get Russian maps? Do they have a full coverage of Russian federation?
As this forum is in a zone "ru", his some participants can not understand us. Therefore I shall allow itself to answer по-русски. О`k? (-: Так вот. Я не думаю, что такие карты существуют для ВСЕЙ России. Но всё же. Ещё очень большое значение имеет то, какая форма изготовила Ваш навигатор. Как я уже писала, "форматы" карт могут не совпадать. Я дам Вам несколько ссылок на карты, преобразованные в векторный формат. А используя специальный софт для своего навигаторы, Вы без труда (умеючи) сможете их "залить".
> company name
C этим сложнее. По идее "фирменные" карты должны продаваться вместе с прибором. Или в той же фирме, если она является официальным дилером на территории России. Вам надо обратиться к ним. Я не знаю марку Вашего прибора, поэтому ничего не могу посоветовать.
> web link
O`k. Вот диск "Дороги России" от компании Новиком. Возможно он Вам подойдёт.
Ещё могу предложить немного векторных карт с городами и регионами России. И даже с некоторыми странами. Так же могу посоветовать поискать ссылки на форуме компании Boston Group. На мой взгляд это один из лучших форумов рунета по этой тематике. Может быть что-то интересное найдёте и здесь. Сайтов много. Они меняются, переезжают. Уверена, что если Вы обратитесь к Яндексу, он тоже может не мало подсказать (-:
Только не могу не предупредить. Если Вы пользовались этой системой навигации в Европе, или скажем в Чикаго (-:, то сразу заметите разницу. Все карты (как правило) не масштабируются и имеют один уровень (к сожалению даже фирменные). Просто пересняты с таких же карт, которые продаются в магазинах и имеют бумажный формат. А потом преобразованы в соответствующий форму для заливки в прибор. Что я имею ввиду. Они имеют один слой. Один уровень. И при увеличении не происходит никакой детализации. Это примерно, как увеличивать картинку на компьютере, или пользоваться цифровым зумом. К примеру, если Вы будете увеличивать кусочек карты какого-нибудь региона, в котором будет расположен населённый пункт, то Вам не удастся разглядеть впоследствии отдельные домики, если они не прорисованы на оригинале…
Так же они изначально не работают в системе. При дальнейшем увеличении, за пределы масштаба карты, прибор не перебросит Вас автоматически на отдельную детальную карту этого же города, если даже она есть в приборе. Так же не произойдёт автоматической смены карт, если Вы покинете её пределы. Придётся всё менять вручную. Если конечно Вы сам не пропишите все "линки" сначала в карту, а потом и в систему.
И ещё одна вещь. И тоже не совсем приятная. Естественно в этих картах не прописаны разные "приятности". Как-то: кафе, магазины, гостиницы и кемпинги, станции техобслуживания, опасные участки и просто "засады" ГАИ (-: Это очень удобно. Вводишь точку своего места назначения и система сама рисует тебе маршрут. Показывает километраж и даже приблизительное время в пути, учитывая все особенности, включая светофоры и ремонтные работы. Всё это придётся вводить самому. На собственном опыте. Могу правда посоветовать интересный форум, где возможно тоже найдёте что-то полезное.
Не слишком приятно, но ничего другого предложить я не смогу. Звиняйте...
> Do you know source (company name, web link) where I can get Russian maps? Do they have a full coverage of Russian federation?
As this forum is in a zone "ru", his some participants can not understand us. Therefore I shall allow itself to answer по-русски. О`k? (-: Так вот. Я не думаю, что такие карты существуют для ВСЕЙ России. Но всё же. Ещё очень большое значение имеет то, какая форма изготовила Ваш навигатор. Как я уже писала, "форматы" карт могут не совпадать. Я дам Вам несколько ссылок на карты, преобразованные в векторный формат. А используя специальный софт для своего навигаторы, Вы без труда (умеючи) сможете их "залить".
> company name
C этим сложнее. По идее "фирменные" карты должны продаваться вместе с прибором. Или в той же фирме, если она является официальным дилером на территории России. Вам надо обратиться к ним. Я не знаю марку Вашего прибора, поэтому ничего не могу посоветовать.
> web link
O`k. Вот диск "Дороги России" от компании Новиком. Возможно он Вам подойдёт.
Ещё могу предложить немного векторных карт с городами и регионами России. И даже с некоторыми странами. Так же могу посоветовать поискать ссылки на форуме компании Boston Group. На мой взгляд это один из лучших форумов рунета по этой тематике. Может быть что-то интересное найдёте и здесь. Сайтов много. Они меняются, переезжают. Уверена, что если Вы обратитесь к Яндексу, он тоже может не мало подсказать (-:
Только не могу не предупредить. Если Вы пользовались этой системой навигации в Европе, или скажем в Чикаго (-:, то сразу заметите разницу. Все карты (как правило) не масштабируются и имеют один уровень (к сожалению даже фирменные). Просто пересняты с таких же карт, которые продаются в магазинах и имеют бумажный формат. А потом преобразованы в соответствующий форму для заливки в прибор. Что я имею ввиду. Они имеют один слой. Один уровень. И при увеличении не происходит никакой детализации. Это примерно, как увеличивать картинку на компьютере, или пользоваться цифровым зумом. К примеру, если Вы будете увеличивать кусочек карты какого-нибудь региона, в котором будет расположен населённый пункт, то Вам не удастся разглядеть впоследствии отдельные домики, если они не прорисованы на оригинале…
Так же они изначально не работают в системе. При дальнейшем увеличении, за пределы масштаба карты, прибор не перебросит Вас автоматически на отдельную детальную карту этого же города, если даже она есть в приборе. Так же не произойдёт автоматической смены карт, если Вы покинете её пределы. Придётся всё менять вручную. Если конечно Вы сам не пропишите все "линки" сначала в карту, а потом и в систему.
И ещё одна вещь. И тоже не совсем приятная. Естественно в этих картах не прописаны разные "приятности". Как-то: кафе, магазины, гостиницы и кемпинги, станции техобслуживания, опасные участки и просто "засады" ГАИ (-: Это очень удобно. Вводишь точку своего места назначения и система сама рисует тебе маршрут. Показывает километраж и даже приблизительное время в пути, учитывая все особенности, включая светофоры и ремонтные работы. Всё это придётся вводить самому. На собственном опыте. Могу правда посоветовать интересный форум, где возможно тоже найдёте что-то полезное.
Не слишком приятно, но ничего другого предложить я не смогу. Звиняйте...
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей