Биржа + Авто
ШКОЛА: Движение на автомобиле ночью
Что необходимо знать новичку, выезжающему на ночную дорогу
Летом ночи очень короткие, но и в это время даже у новичков иногда возникает необходимость ночной вылазки на улицы города или загородную трассу. По статистике, в темное время суток происходит половина дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в десять раз меньше, чем днем. Это надо учитывать и знать некоторые особенности ночного движения.
Основная проблема при движении ночью — ослепление водителя светом фар встречного автомобиля, то есть полная или частичная кратковременная потеря видимости дороги, а значит, и препятствий на ней. При резких изменениях освещенности для адаптации зрачку требуется весьма существенное время. Вот почему после встречного разъезда водитель практически ничего не видит. Эта слепота может длиться десятки секунд, за которые автомобиль проезжает около полукилометра. И где гарантия, что на этом участке дороги нет никаких препятствий?
Следуя требованиям Правил дорожного движения, при ослеплении водитель обязан, не меняя полосы движения, включить аварийную сигнализацию, снизить скорость или остановиться. При строгом соблюдении этих требований ночная езда по большинству российских дорог просто невозможна. Если дорога имеет меньше четырех полос для движения и встречные потоки не разделены широкой полосой с насаждениями или специальным ограждением, ехать приходится почти вслепую, ориентируясь по фарам встречных машин. При этом, естественно, самого полотна дороги различить невозможно, приходится лишь надеяться, что на нем нет случайно потерянных грузовиками панельных плит, труб, бревен. При разъезде с колонной грузовиков, когда огромные фуры на большой скорости проносятся мимо на расстоянии в полметра, нервы не выдерживают, и руки инстинктивно поворачивают руль чуть вправо, направляя машину на разбитую, скользкую обочину, выйти с которой тоже не так-то просто.
Ограничение обзора приводит к ошибкам в выборе скоростного режима, прогнозировании и анализе развития дорожных ситуаций. Свет фар встречного автомобиля на ночной трассе указывает лишь приблизительное направление его движения. Определить расстояние до него, скорость, габариты водителю с малым опытом не представляется возможным. Даже профессионалы с большим стажем тут могут ошибиться на порядок, принимая несущийся навстречу грузовик за еле плетущуюся мотоколяску. Стоит ли говорить, к чему могут привести такие просчеты!
Встречные разъезды
Встречные разъезды на узких дорогах — это, пожалуй, самые сложные и напряженные моменты ночного движения. Свет встречных автомобилей ослепляет настолько, что приходится ехать почти вслепую, инстинктивно сбрасывая газ при каждом разъезде и ориентируясь по смутным очертаниям правой обочины и красным габаритным огням едущих впереди машин.
Правая обочина здесь упоминается неслучайно: именно на нее лучше всего отводить взгляд при разъезде, чтобы уменьшить ослепление. Это не значит, что нужно отворачиваться, просто метров за двадцать перед тем, как поравняться с встречным транспортным средством, надо на пару секунд отвести глаза в сторону и посмотреть на обочину впереди автомобиля, боковым зрением продолжая контролировать ситуацию впереди. Не советую пытаться избежать ослепления, закрывая глаза. С закрытыми глазами водитель как бы “отключается” от управления автомобилем, и каждое распахивание век будет восприниматься организмом как стресс, нарушение целостности восприятия окружающей обстановки, да и время адаптации глаз после ослепления в этом случае возрастает.
При встречном разъезде с большими грузовиками, у которых фары расположены высоко над дорогой, можно “прятаться” от прямого их света за солнцезащитный козырек. При этом одним выстрелом убиваем двух зайцев: уходим от ослепления и, выпрямляясь и вытягивая шею, выполняем своего рода гимнастическое упражнение, разминаем застывшие мышцы.
Переключать свет фар с дальнего на ближний при разъезде нужно в тот момент, когда он начнет ухудшать видимость встречному водителю. Это расстояние индивидуально для каждого автомобиля, да к тому же зависит от рельефа местности и погодных условий. Как только почувствуете, что дальний свет встречной машины мешает вам, переключайтесь на ближний. Это послужит сигналом сделать то же самое другому водителю. Если он задерживается с переключением, попросите его поторопиться, включив на одну-две секунды дальний. Частое “моргание” фарами воспринимается не как просьба, а как предупреждение об опасности впереди или выражение негодования, поэтому сигнал должен быть четким, одиночным.
При приближении к вершине холма, за которой угадывается движение встречных машин, на ближний нужно переходить заранее, до того момента, когда свет “ударит” по глазам. Оптимальным для переключения можно считать момент, когда лучи света фар встречных автомобилей пересекутся.
Не спешите включать дальний свет фар после разъезда. Это нужно делать не раньше того момента, как вы проедете мимо кабины встречного автомобиля. Некоторые водители торопятся, включая дальний свет фар за 10—30 метров до места встречи автомобилей, практически ослепляя “оппонента” и провоцируя аварийную ситуацию.
Ночные обгоны
Они труднее и опаснее, чем днем. Сложность ночных обгонов заключается в невозможности точно определить расстояние до встречного автомобиля, его скорость. Потому иногда бывает лучше долго идти вслед за автомобилем без обгона, чем рисковать.
Выполнение ночного обгона несколько отличается от этого маневра днем. Приблизившись к “ведущему” автомобилю и убедившись, что препятствий для обгона нет, нужно включить указатель левого поворота и сместиться влево. Выйдя из занимаемого ряда, нужно на пару секунд включить дальний свет фар, сигнализируя о своем намерении. Обгон желательно начинать с ближним светом, и только когда кабина вашего автомобиля поравняется с кабиной обгоняемого, можно переходить на дальний. Одновременно с этим обгоняемый должен переключиться с дальнего на ближний. Вернувшись на свою полосу, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и нового “лидера” перед вами.
Выбор скоростного режима
Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, погодных условий и состояния осветительных приборов автомобиля. При хороших дорожных условиях с включенным ближним светом можно двигаться не быстрее 50 км/ч, с дальним — не быстрее 90 км/ч. Это скорость, при которой водитель сможет избежать наезда на препятствие, неожиданно возникшее в освещаемой автомобилем зоне.
Тактика ночного движения
При длительном движении по ночной дороге предпочтительнее ехать за “лидером” с возможно меньшим количеством обгонов, включив ближний свет. Такая тактика позволяет водителю вести автомобиль спокойно, не напрягаясь, не растрачивая энергию. Идущий впереди автомобиль, кроме выполнения функций поводыря, выбирающего безопасные траекторию и скорость, является еще и активным “предохранителем”, защищающим от света фар встречных машин. Нужно только правильно определить, кому можно доверить эту роль, и спокойно следовать за “ведущим”, уменьшая психическое и зрительное напряжение. Во время дальних поездок колонной функции ведущего принято выполнять поочередно, меняя друг друга во главе колонны.
При движении в колонне, да и просто за лидером, желательно, чтобы был включен ближний свет фар. Дальним светом может пользоваться лишь водитель головной машины. Вырабатывайте у себя привычку переключаться на ближний свет, когда вы догоняете другой автомобиль. Если вас ослепят едущие сзади, дайте им это понять, несколько раз “поморгав” стоп-сигналами.
Повышенное внимание требуется от водителя на крутых поворотах, сужениях дорог, часто встречающихся на мостах, эстакадах, в местах проведения ремонтных работ. Поскольку в темноте, да еще ослепленый светом фар встречных машин, человек воспринимает геометрические размеры не так точно, возможны наезды на бордюры, ограждения и так далее.
В сумерки видимость дороги значительно снижается из-за различной освещенности неба и земли, затрудняющей адаптацию зрения. В это время, на границе между ночью и днем, предпочтительнее отдыхать, заниматься автомобилем, протирать фары, стекла, зеркала.
Основа безопасности движения ночью — фары, позволяющие получать всю информацию о дороге. Поддерживайте их чистоту. Делайте короткие остановки, чтобы протереть стекла фар. При этом не забывайте о задних фонарях — они служат ориентиром, маяком для едущих следом за вами. Для повышения безопасности движения целесообразно применять противотуманные фары. Они дают более четкую границу света и тени, не ослепляют встречных водителей прямым светом. Важна правильная установка и регулировка фар. Габаритные огни используйте только на стоянках, а во время движения обязательно включайте ближний свет фар, даже если дорога имеет освещение.
Особое внимание уделяйте чистоте ветрового стекла. Грязное стекло не только затрудняет видимость, но еще и рассеивает свет фар встречных автомобилей, чем еще в большей степени ухудшает видимость. Если стекло запотевает, нужно приоткрыть боковое стекло, обеспечив лучшую циркуляцию воздуха в салоне.
Щетки стеклоочистителя не должны оставлять на стекле полос, в бачок омывателя желательно залить специальную жидкость. Зимой для очистки стекол в крайнем случае во время остановок можно использовать снег, бросая его на загрязненную поверхность при работающих щетках. Можно посыпать стекло табаком из сигареты или папиросы и затем протереть его. Табак “съест” всю грязь и маслянистый налет.
Подготовил Сергей БОРИСОВ
Фото
www.photosight.ru
ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО "БИРЖА ПЛЮС", © 2005-2008