№ 40
Сообщение
BadBlock » 11 май 2010 15:55
Сходу:
===================
Я неоднократно пытался проверить на собственном опыте, на каком битрейте сам могу услышать "сжатие" звука. Для этого устраивал многочисленные слепые самотесты, в которых в случайном порядке запускались оригинальные и сжатые с разным битрейтом файлы. Я пытался угадать, какой файл проигрывается, постепенно повышая битрейт и честно журналируя результаты. Битрейт, при котором число правильных догадок сводилось к 50% я и считал граничным для комбинации своих ушей и оборудования. Уши, к сожалению, в течение жизни только портятся, а вот оборудование, наоборот, улучшается. В последний раз (собственно, прямо во время написания этой статьи) я удовлетворял любопытство с помощью Creative SB X-Fi Platinum и наушников Beyerdynamic DT770, что, конечно, страсть как далеко от аудиофильских изысков, но на общем фоне вполне прилично. Музыка сжималась с помощью стандартных пресетов кодера Lame 3.98 через командную строку с постоянным битрейтом (CBR), после чего таким же образом разжималась обратно в wav (чтобы исключить возможное влияние mp3-декодера). Foobar 2000 был настроен на Kernel Output (то есть на вывод звука в обход встроенного в Windows миксера), в общем тест, как видите, не совсем "наколеночный". Я сжимал композиции самых разных жанров, от насыщенного металла до утонченных симфонических концертов. Кроме того, еще два произведения я выделил особо. Во-первых, по некоторым данным одну из самых "труднокодируемых", полностью синтетическую композицию "Camera Obscura" Карла Бартоса (Karl Bartos). В ней нет ни одного натурального звука, поэтому компрессоры, рассчитанные все же на некоторую "реальность" кодируемой музыки, отлично чувствуют, что в Камере Обскура все перевернуто с ног на голову. Во-вторых, не менее любопытна "Увертюра 1812 года" Петра Ильича Чайковского. Тут задействованы не совсем традиционные инструменты - церковные колокола и пушки (в сиквелах последние часто заменяются барабанами, но я использую микс оригинальной задумки Петра Ильича, с пушками), что приводит к широчайшему динамическому диапазону - более 106 ДБ. Этому произведению вообще говоря "тесно" в рамках динамического диапазона стандартного CD (96 ДБ), что уж говорить "об ущербном mp3".
Не буду вас утомлять статистическими отчетами своих автотестов, а сразу приведу результаты. Cжатый звук стабильно осознанно отличим от оригинала только при битрейтах до 128 kbps. Качество на 128 kbps сильно зависит от источника, но уже встречаются композиции, которые легко перепутать с оригиналом. На 160 kbps уже невозможно "случайно" услышать компрессию, необходимо вслушиваться в артефакты и сначала специально сравнивать варианты, чтобы научиться (!) различать качество. И даже это удается далеко не всегда. На 192 kbps намек на некоторое статистическое преимущество "некомпресса" наблюдался только для "Камеры Обскура", для всех остальных произведений мои муки выбора оказались столь же результативны, сколь простая случайная выборка. Кстати, "Камера Обскура" действительно заметно более эффективная "убийца mp3", чем все другие произведения; а вот широчайший динамический диапазон "Увертюры" Lame-кодера не особо обескуражил.
Совершенно очевидно, что (возьмем с запасом) битрейта 256 kbps в подавляющем большинстве случаев в любых условиях должно быть более чем достаточно для комфортного восприятия музыки с CDA источника (44 KHz/16 bit/stereo). Очевидно не только из моего доморощенного теста, но и по анализу профессиональных слепых тестов:
* по данным многих тестов (например, германского издания "c’t" от июня 2000 г.) даже в них экспертам не всегда удается "угадать" сжатый до 256 kbps звук;
* при этом оценки производятся в специально подготовленных помещениях и на весьма недешевом оборудовании;
* и эксперт знает что надо "слушать", чтобы почувствовать сжатие. Охота за артефактами все-таки несколько отличается от собственно прослушивания музыки.
Так что, объективно говоря, битрейт 256 kbps может "убить звук" лишь в долях процентов случаев, в рамки которых, разумеется, никак не может поместиться целая толпа "аудиофилов", повсеместно хулящих сжатый звук как класс.