Очень понравился небольшой рассказ, написанный владельцем собаки-терапевта.
Уроки общения. Я и собака.
Солнце. Ветер с запахом влажной земли в раскрытые окна. Попить воды. Выглянуть в окно. Минута. Две. Три. Перерыв заканчивается. В коридоре слышны детские голоса. Идёт вторая группа. Собака занимает своё место в кресле. Дети садятся на низкие разноцветные стулья. Собака продолжает работать.
- Здравствуйте, дети! Сегодня вы пришли в гости к собаке. Её зовут Стаси. Давайте поздороваемся с ней и представимся, Стаси очень интересно, как вас зовут.
Первым вызывается решительный мальчишка с чубом. Говорит старательно, тщательно произнося каждый звук: «ЗдРаВстВуй, Стаси! Меня зовут Толик!» Толик смело протягивает собаке руку. Собака уверенно подаёт ему большую белую лапу.
Следующей выходит девочка. Она уже делает шаг в сторону собаки, но тут Вадик, сидящий рядом, вдруг говорит: «Она тебя укусит!» Девочка останавливается. Толик возражает: «Нет, не укусит! Она никого не кусает! Я её гладил, я знаю!» Девочка нерешительно замирает. Подойти к собаке хочется, но после слов Вадика боязно. Она не знает, кому верить: Вадику или Толику?
- Вадик, почему ты думаешь, что Стаси укусит Вику?
- Она собака, а собаки всегда кусаются!
- Вика, а как ты думаешь, мальчишки дерутся?
- Да, дерутся!
- Вадик, и ты дерёшься?
- Нет, я не дерусь! Драться нельзя!
- Потому что ты воспитанный человек. Ты можешь ударить Вику?
- Нет, девчонок бить нельзя! Я не ударю девчонку.
- А Стаси не кусает людей. Дети, а почему люди дерутся?
- Когда они невоспитанные!
- Когда кто-то первый начал!
- Да, кто-то невоспитанный!
- Когда с ними поступают нечестно!
- Да, дерутся невоспитанные люди, а кусаются невоспитанные собаки. Правда, бывают ситуации, когда и воспитанный человек может подраться. Вы правильно сказали, если, например, с человеком поступают нечестно, его можно довести до такого состояния, что он будет драться. Это не хорошо, но это можно понять. Или человеку может понадобиться защищаться, тогда ему ничего не остаётся делать – только драться. Собака тоже может кусаться, если она защищается или когда люди поступают с ней нечестно. Но мы с вами честны по отношению к Стаси и мы не нападаем на неё, к тому же, Стаси воспитанная собака, да и по характеру она очень добрая. Даже если её обидеть, она не укусит. Она уйдёт и не будет общаться, но не укусит. Но мы не обижаем её, и ей очень нравится с нами общаться. Вика, если ты не хочешь, ты можешь не здороваться со Стаси. Но если хочешь, ты можешь подойти и поприветствовать её.
Вика подходит к Стаси и аккуратно протягивает ей руку: «Здравствуй, Стаси. Меня зовут Вика». Собака кладёт ей на ладонь большую белую лапу…
Это уроки общения, которые проходят под девизом: «Друг – это тот, кого ТЫ понимаешь». На уроки приходят дети самых разных возрастов, в том числе – из детских домов и интернатов, в том числе – дети с проблемами: замкнутые, с повышенным уровнем агрессии, с неустойчивой нервной системой… Эти уроки очень важны. Часто взрослые запугивают детей. Дети растут с установками: собаки кусаются, собака меня съест, я боюсь собак. Дети зажаты, они боятся окружающего мира и ждут от него подвоха. Дети привыкают верить стереотипам: собаки кусаются, кошки «блохастые», мальчишки дерутся, девчонки глупые, мамы бросают, папы пьют… Когда помогаешь человеку преодолеть один стереотип, он потихоньку выбирается из скорлупы, начинает доверять миру, впускает в своё сознание допущение, что привычная мысль – не аксиома. Раз не все собаки кусаются, то, возможно, и не все мальчишки дерутся, не все девчонки глупые, не все мамы могут предать и не все папы проводят вечера с бутылкой…
Дети ближе знакомятся с большой белой собакой. Это самоед. Он называется так не потому, что сам себя ест. Это собаки людей, которые называли себя «самоедами. Они жили на севере, в снегах, и сами ездили на санях, запрягая в них северных оленей или собак. Собаки помогали им пасти оленей и грели детей в юртах. Самоед – добрая, мягкая, белоснежная, пушистая собака. Она очень любит общаться. Она очень рада, что вы пришли к ней в гости, и она приготовила для вас сюрприз.
Звучит музыка. Стаси танцует. Она делает «змейки» и «восьмёрки», прыгает через ноги и обручи, кружится вокруг себя на четырёх ногах и на задних лапах, перекатывается по полу, ходит задом наперёд и даже забирается задом наперёд на высокий стул.
- Дети, как вы думаете, почему Стаси так хорошо понимает меня?.. Дело в том, что я умею правильно с ней общаться. Я не кричу на неё, я разговариваю с ней спокойно, с улыбкой в голосе. Мне очень нравится общаться с ней, и я стараюсь ей это показать. Давайте посмотрим, поймёт ли Стаси вас? Кто хочет попробовать?
Опять первым выходит решительный Толик. Он говорит Стаси: «Вальс!» Очень старается, голос мягкий, движения плавные, Толик тщательно повторяет всё, что делаю я. Стаси кружится на месте. Толик в восторге. Теперь все наперебой хотят выйти к Стаси. Приходится соблюдать очередь. Дети друг за другом просят собаку сделать понравившиеся элементы: «Дай лапу!», «Восемь!», «Ролл!», «Бэк!»
С детьми не случайно работает именно самоед. Это собака с удивительной энергетикой. Собака, несущая счастье. Даже те дети, которые панически боятся собак, которые начинают кричать, если в класс заходит овчарка, спокойно подходят погладить белое пушистое облако.
Дети учатся коммуникации. Возможно, впервые они задумываются о том, как сделать, чтобы тебя понимали. Что чувствует собеседник. Что он слышит в твоём голосе? Что ты говоришь ему движениями тела? Мимикой? Жестами? Дети становятся увереннее в себе, они просто начинают верить в свои силы: раз уж у них получилось, и собака поняла и выполнила их просьбу, то получится общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми!