Эксплуатационный класс масла по API
В 1969 году Американским Институтом Топлива (American Petroleum Institute - API) была создана собственная классификация масел. Эта классификация полностью изложена в стандартах ASTM D 4485 "Стандартная спецификация качества эксплуатационных свойств моторных масел" (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 APR96 "Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)" (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than "Energy Conserving"). С тех пор система постоянно развивается.
Маркировка масла по API включает в себя две буквы: первая обозначает назначение моторного масла, вторая - категорию качества.
Классификация API устанавливает следующие
назначения моторных масел:
-
API S - Service - моторные масла для бензиновых двигателей. Ряд включает в себя следующие категории качества масел, принятые с течением времени (с повышением категории качества буквы назначаются в порядке английского алфавита): API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN (SI - намеренно пропущена API для исключения путаницы с Международной системой мер, SK - для исключения путаницы с названием одного из корейских поставщиков моторных масел). Категории c SA по SH на сегодняшний момент являются устаревшими. Последняя категория SN принята 1 октября 2010 года.
В двигатели можно заливать масло указанной для него категории или лучше (например, в двигателе, для которого рекомендовано масло API SL, можно использовать масла API SL, API SM и API SN).
-
API C - Commercial - масла для дизельных двигателей. В маркировке дополнительно могут содержать цифру, обозначающую специализацию масла для двухтактных (-2) и четырехтактных дизелей (-4). Включает категории качества: API СA, СB, СC, СD, СD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4. Категории с СA по СD на сегодняшний день признаны устаревшими. Последняя категория CJ-4 принята 1 октября 2006 года.
-
API EC - Energy Conserving - энергосберегающие масла. Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива (по результатам тестов на бензиновых двигателях). Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%. Существующие категории:
* API SH/ЕС (устаревшая) - экономия топлива не менее 1,5% по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30.
* API SH/ECII (устаревшая) - экономия топлива не менее 2,7% по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30.
* API SJ/EC (действующая) - экономия в зависимости от вязкости тестируемого масла.
-
API T - Two-stroke - для двухтактных бензиновых двигателей.
* TA - двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин.
* TB - маломощные мотоциклы, мотороллеры (не взаимозаменяема с TA).
* TC - для двухтактных двигателей, работающих на суше (может использоваться вместо TA или TB).
* TD - для двухтактных подвесных лодочных моторов.
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя маркировками: первая обозначает основное применение, вторая указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH - масло, оптимизированное для применения в дизельных четырехтактных двигателях, но его можно использовать и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
Классификация API разработана для удовлетворения требований к маслам, используемым в двигателях американских и японских автомобилей. Требования европейских автопроизводителей несколько отличаются по причине конструктивных особенностей европейских двигателей. Несмотря на это, большинство моторных масел, поступающих на европейский рынок, маркируются знаками соответствия категориям качества API.